Законодательные недоработки нотификация
Так, код не скажет нам все о товаре в тех случаях, которые я отношу к «законодательным недоработкам». Известно, что в последнее время в отношении товаров, являющихся объектами технического регулирования, один за другим выходят соответствующие технические регламенты. В них приводятся конкретные требования к указанным группам товаров.
При этом в дополнение к каждому техрегламенту мы ожидаем появление перечня продукции с указанием кодов ТН ВЭД, в отношении которых подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов о соответствии, которые подтверждают соблюдение требований техрегламента.
Бывает, что ожидание длится год-два, а иногда бывает, что оно затягивается на более длительный срок. Например, технический регламент «О безопасности продукции легкой промышленности» вступил в силу с 1 июля 2012 года, а соответствующий перечень подпадающей под него продукции был утвержден более чем через год - 15 октября 2013 года. Технический регламент «О безопасности пищевой продукции» действует с 1 июля 2013 года, но вот перечня к нему нет до сих пор, то есть участники ВЭД ждут его появления без малого шесть лет.
Для наглядности предположим, что участник ВЭД предполагает импортировать некие товары, требования к которым содержатся в технических регламентах «О безопасности низковольтной продукции» и «Электромагнитная совместимость технических средств». Знакомство с перечнями по этим регламентам показывает, что для товара, который планируется к ввозу, сертификат соответствия не требуется.
Однако если продолжим идентификацию и изучим сам регламент, то с очень большой долей вероятности выясним, что для ввоза технической продукции импортеру потребуется декларация о соответствии. На сегодня к указанным регламентам перечни декларируемой продукции отсутствуют. По этой причине идентификация товаров в части отнесения к тому или иному регламенту многократно усложняется.
В итоге сложившаяся ситуация немного напоминает ловушку: с одной стороны, для таможенного оформления документ о соответствии не требуется, а с другой - по условиям регламента для ввоза товара такой документ необходим. Главное здесь - определить товар как объект подтверждения соответствия и понять, необходимо ли на него оформлять документ о соответствии до того момента, когда в рамках системы управления рисками (СУР) таможня заинтересуется причиной отсутствия сведений о документе о соответствии в графе 44 декларации на товары (ДТ).
Здесь также следует уточнить, что, помимо ситуации с техническим регулированием, код не всегда подскажет нам, требуется ли для импортируемого товара лицензия. Например, из-за рубежа планируется ввезти некий «затейливый коктейль», представляющий собой смесь из нескольких различных химикатов в одном флаконе. Представим, что на первом этапе декларант сумеет определить код указанной смеси и выяснит, что код не включен ни в никакие списки и перечни контролируемых товаров. Также не окажется справочников, говорящих о наличии требований по лицензированию указанного товара.
Однако это не означает, что позднее, при декларировании, система управления рисками не выявит наличие в указанной смеси компонента, в отношении которого вне выбранного кода ТН ВЭД применяется лицензирование. Например, если в смеси вдруг окажется всего 1% гаммабутиролактона, импортеру потребуется получать лицензию Министерства промышленности и торговли. При этом за разрешением на ввоз или вывоз смеси, https://www.ifcg.ru/services/docs/non-tariff/2.19/notification/ содержащей компонент, внесенный в Список I раздела 2.12 «Наркотические средства.